ВОСПОМИНАНИЯ ЛЮДМИЛЫ ЗЫКИНОЙ О КИМ ИР СЕНЕ
В 1992 году, в столице КНДР проходил юбилейный творческий фестиваль «Апрельская весна». В нем участвовали лучшие исполнители и творческие коллективы России. Среди них была наша выдающаяся певица Людмила Зыкина, которую связывала тёплая дружба с президентом КНДР товарищем Ким Ир Сеном.
Среди русских песен которые звучали в концертном зале были и особо любимые русские песни товарища Ким Ир Сена, такие как «Эй, ухнем!». Рассказывают, что как-то утром, собираясь на работу, товарищ Ким Ир Сен вполголоса стал напевать «Миллион алых роз» Раймонда Паулса. Песню он услышал накануне, присутствуя на концерте популярной советской певицы Аллы Пугачевой, дважды гастролировавшей в КНДР. Произведение это имеет довольно сложный мелодичный рисунок, и на лету уловить его оттенки может только человек, обладающий высокой музыкальной и внутренней культурой. А она у товарища Ким Ир Сена была очень развита.
В КНДР Людмила Георгиевна и ее прославленный ансамбль «Россия» три раза приезжали при жизни Ким Ир Сена, а в четвертый – тогда, когда его уже не стало. Северная Корея – единственная страна, где есть хор имени Людмилы Зыкиной.
Воспоминания о первой встрече с Ким Ир Сеном относятся ко времени ее молодости, когда совсем юная Люда Зыкина работала в хоре имени Пятницкого. В 1949 году хор выступал на торжествах по случаю 70-летия со дня рождения И. В. Сталина. На празднование были приглашены главы многих государств мира. Присутствовал там и руководитель недавно созданной КНДР Ким Ир Сен.
- Так получилось, - рассказывает Людмила Георгиевна, - что после концерта оказалась рядом с Ким Ир Сеном. И он взял меня за косу. Дернул и говорит – «Хорошо, девочка, поешь! Молодец!». И мне это было так приятно!
Об этом я рассказала снова Ким Ир Сену уже на его 80-летнем юбилее. Он ответил: «Да, точно, ты была с косичками».
Другими словами, ничто человеческое ему не было чуждо. Он мог созорничать, пошутить, у него было прекрасное чувство юмора. Там же, на юбилее, Зыкина и Ким Ир Сен за столом сидели рядом, выпивали, обедали. Людмила Георгиевна от души хотела сказать своему собеседнику что-то доброе и неординарное.
- Товарищ Ким Ир Сен, вы такой добрый, такой красивый, несмотря на то, что вам восемьдесят лет. Давайте выпьем за любовь, и посмотрим в потолок.
- Как это? – опешил Ким Ир Сен.
- А вот так. – Ответила Зыкина, и, держа рюмку в руке, показала глазами вверх..
А сзади у него стояли трое или четверо врачей. И пить они ему не разрешали. А я опять говорю: «Давайте еще раз посмотрим в потолок». Он потом смеялся: «Все-таки ты одурачила моих врачей».
Еще одно воспоминание с юбилея. По просьбе товарища Ким Ир Сена Людмила Георгиевна исполняла песню «Вот мчится тройка почтовая…».
- И вот, - вспоминала она. – Как только я запела, вдруг я слышу, что мне кто-то вторит. А это товарищ Ким Ир Сен, старательно подбирая русские слова, выводил мелодию.
Что и говорить, Зыкина в КНДР была признанной певицей. Товарищ Ким Ир Сен много рассказывал ей о Корее. Он подарил ей антологию корейской музыки целиком на компакт-дисках и специальный музыкальный центр по их прослушиванию. Но один из сувениров был ей дорог особо. Всему коллективу Президент КНДР подарил золотые часы. Всем. Людмиле Георгиевне предназначались женские, но они ей не сходились на руке. Тогда Ким Ир Сен снял с руки и отдал ей свои. И сказал: «Пусть они принесут радость и счастье!».
Их объединяла добрая дружба, основанная на взаимном уважении. Кончина Ким Ир Сена была для Зыкиной личной трагедией.
- Никогда не забуду, - говорила Людмила Георгиевна, - как я пела на его похоронах. В качестве реквиема была выбрана «Прощальная песня», написанная в 1943 году композитором Владимиром Захаровым на слова Михаила Исаковского, и впервые исполненная в годы Великой отечественной войны хором имени Пятницкого:
Куда бы ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
И для тебя, и для меня
он сделал все, что мог:
себя в бою не пощадил,
а Родину сберег.
#КНДР #Ким_Ир_Сен #Зыкина #Корея #Северная_Корея #История_Кореи